Новая редакция статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421 - ФЗ статья 5. 27 (нарушение трудового законодательства) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изложена в новой редакции.

Действующая до января 2015 года редакция статьи 5. 27 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушения «законодательства о труде и об охране труда», не была конкретизирована и под её действие попадали различные нарушения, в первую очередь, связанные с нарушением трудовых прав работников работодателями в рамках заключенного ими трудового договора.

С 1 января 2015 года часть вторая статьи 5. 27 КоАП РФ устанавливает ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор).

Кроме того, в новой редакции статьи законодатель установил ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско - правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (часть 3 ст. 5. 27 КоАП РФ).

Не секрет, что в малом и среднем бизнесе практикуется при наличии трудовых отношений вместо трудового договора заключение с работниками договоров подряда или возмездного оказания услуг, т. е. гражданско - правовых договоров. Работодатели в таких случаях преследуют цель сэкономить путём лишения работников установленных трудовым законодательством гарантий (выплата заработной платы не реже двух раз в месяц, оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и т. д. ).

За использование «серых» схем трудоустройства предусмотрена ответственность для должностного лица в размере до двадцати тысяч рублей; для юридического лица до ста тысяч рублей.

За совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5. 27 должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, предусмотрена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Вступившие с 1 января 2015 года изменения законодательства направлены на борьбу с «серыми» схемами трудоустройства и выплаты заработной платы. Их реализация будет способствовать соблюдению всех гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством для работников.

Одним из направлений деятельности прокуратуры является осуществление прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства.

Прокуратурой района в ходе проверок в июле-августе 2015 г. исполнения трудового законодательства вскрыты факты осуществления трудовой деятельности без соответствующего оформления.

Так, проведенными проверками установлены выплаты «серой» заработной платы.

 К примеру, в результате проверки автомойки (ИП Навасардян) были выявлены нарушения ст. 67 ТК РФ, выразившиеся в допущение к трудовой функции мойщиков автомашин без заключения с ними трудового договора в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения к работе.

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности ИП Кузнецова (ремонт автомобилей), ИП Сафронова (магазин «Автозапчасти»), ИП Малахова  (мойка и ремонт автомобилей).

По результатам проверок в отношении 4 должностных лиц прокуратурой района вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст. 5.27 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда в Калужской области. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Кроме этого, в ходе проверок установлены факты выплаты заработной платы ниже установленного минимального размера труда.

Так, проведенной проверкой в июле 2015 г. в деятельности ИП Роганяна (кафе-закусочная) установлено, что при МРОТе в Калужской области  10067 рублей, размер заработной платы 2-х продавцов ежемесячно составлял 8500 рублей.

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности ОАО «Юхновагроснаб» и ОАО «Юхновская Сельхозтехника».

В этой связи, прокуратурой района в отношении 3 должностных лиц вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, которые направлены для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда в Калужской области. Виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Кроме этого сообщаю, что представители прокуратуры Юхновского района на постоянной основе принимают участие в заседаниях рабочей группы при администрации МР «Юхновский район» по снижению неформальной занятости, легализации «серой» заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.

            По результатам заседания рабочей группы выявляются работодатели нарушающие трудовое законодательство, к которым прокуратурой района принимаются меры реагирования, направленные на устранение нарушений.

            Проверки в данной сфере правоотношений будут проходить на территории  Юхновского района на постоянной основе, в первую очередь у тех работодателей которые выплачивают заработную плату ниже МРОТ, не оформляют с работниками трудовые отношения и имеют задолженность по налогам и сборам.

 

 

Заместитель прокурора Юхновского района

юрист 1 класса                                                                                                                   Д.Е. Ярцев

 

 

03.08.2015