Порядок обжалования муниципальных правовых актов

Федеральным законодательством Российской Федерации предусмотрено четыре ситуации возможного обжалования муниципальных правовых актов.

1. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) предусмотрен судебный порядок обжалования нормативных правовых актов органов местного самоуправления (глава 24 ГПК РФ). 
       Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (ч. 1 ст. 251 ГПК РФ). 
        Заявление об оспаривании нормативно-правового акта, принятого Администрацией городского поселения, подается в Дзержинский районный суд (ч. 4 ст. 251 и ст. 24 ГПК РФ). 
        Заявление, подаваемое в суд, должно соответствовать общим требованиям к форме и содержанию искового заявления, предусмотренных ст. 131 ГПК РФ. Кроме того, заявление должно содержать данные о наименовании органа местного самоуправления, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, о наименовании акта и дате его принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению также приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт (ч. 5, 6 ст. 251 ГПК РФ). 
        Решение суда о признании недействующим нормативного правового акта не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (ч. 4 ст. 253 ГПК РФ).

2. В случае, если права и свободы гражданина или организации нарушены ненормативным актом (решением) либо действием (бездействием) Администрации муниципального образования «Городское поселение город Юхнов» или отдельных ее должностных лиц, то их также можно оспорить в предусмотренном действующим законодательством порядке. 
       При этом под ненормативным актом понимается индивидуальный правовой акт, то есть такой акт, который содержит правовое предписание, обращенное к конкретному лицу либо группе лиц (персонифицированный) и рассчитанное на однократное применение. 
Обжалованы могут быть решения или действия (бездействие) органа местного самоуправления, его должностного лица, в результате которых: 
        - нарушены права и свободы гражданина; 
        - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; 
        - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно  привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ). 
       Обжалование таких действий (бездействие) и решений регламентировано главой 25 ГПК РФ. 
       По общему правилу заявление подается в районный (городской) суд по месту фактического расположения органа местного самоуправления, решения или действия которого оспариваются. В случае если заявление подает гражданин (физическое лицо) — оно может быть подано в суд по месту жительства заявителя (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

3. В случаях, когда нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, нарушают права отдельных лиц и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — заявление подается в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации. 
            Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого Администрацией МО «Городское поселение город Юхнов», если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 
         По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений: 
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу; 
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части (ч. 2 ст. 195 АПК РФ). 
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия (ч. 4 ст. 195 АПК РФ). 
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу (ч. 5 ст. 195 АПК РФ).

4. В случаях, когда ненормативный правовой акт или действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица нарушают права отдельных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности — заявление подается в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации. 
           Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) Администрации муниципального образования «Городское поселение город Юхнов», должностных лиц администрации городского поселения, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 АПК РФ). 
          Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). 
        Требования к содержанию заявления изложены в ст. 199 АПК РФ. 
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ). 
          Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда (ч. 7 ст. 201 АПК РФ). 
           Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (ч. 8 ст. 201 АПК РФ).